Государственное учреждение образования
«Лоевский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Выгляд Людила Михайловна
воспитатель
8(029) 363-50-62
- Информационный блок
- Название темы опыта
Использование нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Актуальность опыта.
Процесс обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью рисованию до настоящего времени рассматривался только как усвоение ими академических форм изображения средствами ручных техник, своеобразие которых проявлялось в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе печатных техник, практически не изучалось и, как следствие, эти техники считались нетрадиционными для дошкольного специального образования. В настоящее время проблема обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью рисованию с применением нетрадиционных техник изображения в теории коррекционной педагогики и методике обучения изобразительной деятельности является актуальной, но в то же время мало изученной.
Внедрением нетрадиционных художественных техник в процесс обучения изобразительной деятельности занимались О.П. Гаврилушкина, Г. Грегушова, Ю.В. Захарова, О.В. Коротина, Т.П. Кудрина, М. Пишчек, А.И. Смагин, Т.В. Смагина.
В основе опыта использования нетрадиционных техник лежит соперничество двух подходов: академического обучения и свободного воспитания дошкольников. Сущность академического обучения заключается в том, что дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Данное обучение не содержит в себе творчества. В свободном обучении для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без содержания обучения [5, с. 102]. Можно прийти к выводу о том, что необходим третий путь – путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Реализацией такого пути в настоящее время становится использование нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, уход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев, характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.
На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и используют один, реже два цвета).
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют, не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций, дошкольники затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов), однако, при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.
- Цели опыта.
Развитие эмоционально-положительного отношения к рисованию, воображения, творческих способностей, изобразительных и технических умений и навыков дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нетрадиционными техниками изображения в обучении рисованию.
1.4. Задачи опыта.
1. Анализ литературы по теме.
2. Осуществить отбор методик, существующих нетрадиционных техник изображения, которые необходимо использовать в обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Использование отобранных методов и приемов в собственной педагогической деятельности.
4. Провести экспериментальное исследование и описать достигнутые результаты.
1.5. Длительность работы над опытом.
Над опытом работаю с 2012/2013 учебного года.
I этап: изучение опыта 2012/2013, 2013/2014 учебный год.
II этап: обобщение опыта 2014/2015, 2015/2016 учебный год.
Использовать нетрадиционные техники изображения в обучении рисованию дошкольников начала с 2012 года.
- Описание технологии опыта.
- Ведущая идея опыта
На данном этапе своей педагогической деятельности поставила себе задачу: провести собственное экспериментальное исследование, которое решено было разделить на несколько этапов.
1. Информационно-аналитический этап включает в себя:
– изучение научно-методической литературы;
– формирование выборки испытуемых:
– определение характера исследований;
– отбор методик анализа деятельности.
2. Практический этап:
– организация эмпирического исследования;
– анализ и интерпретация полученных результатов.
3. Заключительный этап:
– подведение итогов исследования;
– оформление педагогического опыта в соответствии с требованиями.
- Описание сути опыта
В рисовании заключаются большие возможности для раскрытия детского творчества. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта.
На сегодняшний день достаточно полно проблему обучения рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изучила Ю.В. Захарова.
Ю.В. Захарова в результате проведенной экспериментальной работы выявила, что наиболее доступными для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью являются следующие нетрадиционные техники изображения:
– рисование пальцами (или «пальцевая живопись»);
– техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов);
– техника «коллаж»;
– техника «тычок жёсткой кистью» [2, с.23].
Перечисленные художественные техники обладают рядом преимуществ: это и простота исполнения, и яркость материала, и его фактурность.
В качестве источников по изучению использования нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью была использована следующая методическая литература:
- учебно-методическое пособие Ю.В. Захаровой «Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»;
- методическое пособие Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития»;
- учебное пособие И.А. Грошенкова «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе».
В данных пособиях можно найти необходимую информацию для работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью по обучению рисованию.
Целью моего эмпирического исследования явилось выявление уровня мотивации к обучению рисования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью при использовании традиционных и нетрадиционных техник изображения.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Лоевский районный центр коррекционно-развивающего обучения».
В экспериментальном исследовании приняло участие 5 дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В нем были использованы следующие методики:
1. Традиционные техники рисования: рисование цветными карандашами, рисование кистью – акварелью.
2. Нетрадиционные техники получения изображения: рисование пальцами («пальцевая живопись»), техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов), техника «коллаж», техника «тычок жёсткой кистью», предложенные Ю.В. Захаровой.
3. Наблюдение.
На мой взгляд, данные методы позволяют подробно изучить особенности и влияние использования нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию на уровень мотивации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Первую часть занятия рисования я провела с использованием традиционных техник рисования: рисование цветными карандашами и рисование кистью – акварелью.
Для ознакомления детей с нетрадиционными художественными техниками изображения исследование было разделено на три этапа:
На первом этапе я поставила цель развить у детей положительный эмоциональный интерес к процессу и результатам рисования. На этом этапе я ознакомила дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, продемонстрировала приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования.
На занятии рисования с использованием нетрадиционных техник предпочтение отдаю пальчиковому рисованию. Во-первых, использование нетоксичных красок абсолютно безвредно; во-вторых, такое рисование не ограничено какими-либо рамками; в-третьих, оно помогает развивать моторику рук, способствует развитию воображения.
На втором этапе в процессе рисования на ватмане пальчиковыми красками с различными трафаретами, штампами дети учились пользоваться пальчиковыми красками совместно со мной.
На третьем этапе дошкольники в процессе рисования отрабатывали умения и навыки работы в нетрадиционной технике рисования.
В процессе обучения предлагаю детям большое количество различных «пальчиковых» красок и ватманы больших размеров. Применяю такие техники рисования как рисование ладошкой, рисование пальчиками, рисование с помощью трафаретов, штампов и роликов. Обмакнув в краску штампик, одним нажатием им на бумагу, получаем картинку: кружок, звездочку или квадрат. С помощью фигурных роликов проводят различные фигурные линии. Данные техники заметно повышают интерес детей к рисованию.
На протяжении трех этапов я стимулировала детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, рассказывать о создаваемых ими образах.
На протяжении всего занятия осуществляла непосредственное наблюдение за деятельностью детей, за их реакцией и настроением; важные моменты фиксировались в протоколе наблюдения.
В результате экспериментального исследования были получены следующие результаты:
- На констатирующем этапе с применением традиционных у большинства (72%) дошкольников с интеллектуальной недостаточностью был выявлен низкий уровень мотивации к обучению рисованию. Это говорит о том, что большинство дошкольников практически не проявляют интерес с художественной деятельности.
- В результате повторного исследования, но уже с применением нетрадиционных техник изображения к обучению рисования, у большинства дошкольников (64%) выявлен средний уровень мотивации, что позволяет говорить о правильном выборе используемых техник.
- В процессе наблюдения за ходом рисования было выявлено, что у дошкольников наибольший интерес и позитивные эмоции вызвали нетрадиционные техники. У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Рисунки детей стали ярче, насыщеннее и содержательнее.
На важность развития интереса у дошкольников к нетрадиционным формам рисования указывали следующие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А. Гин, Т.С. Комаров, А.А. Нестеренко, В.С. Мухина, А.М. Страунинг.
И.В. Щербакова отмечает, что рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия [9, с. 58].
Подводя итоги проведенного экспериментального исследования, я пришла к выводу, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей проявлений в деятельности элементов творчества. Работа с нетрадиционными техниками изображения развивают интерес к рисованию, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает положительные яркие эмоции у детей, снимает боязнь не справиться с процессом рисования.
2.3. Результативность и эффективность опыта
В начале работы над опытом, мною было сделано предположение: поскольку у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеется ряд особенностей (поверхностность, недифференцированность эмоций и т.п.), которые оказывают значительное влияние на их жизнедеятельность, затрудняя их социальную адаптацию, то возможно направить применение нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию именно для развития мотивации к рисованию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В течение трех последних лет мною использовались на занятиях по изобразительному искусству различные нетрадиционные техники изображения, а в апреле текущего учебного года проведена диагностика развития мотивационной сферы дошкольников младшей возрастной группы с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты итоговой диагностики представлены в диаграмме
( Приложение 1)
При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента можно сделать вывод о том, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью высокий уровень мотивации к рисованию повысился, средний уровень – значительно повысился, а низкий уровень – значительно снизился. Это означает, что дети стали проявлять больший интерес к процессу рисованию, выражать положительные яркие эмоции, проявлять самостоятельность и творчество.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию является эффективным средством в повышении мотивации к рисованию и творческой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
3.Заключение
Подводя итоги проведенного экспериментального исследования, я пришла к выводу, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей проявлений в деятельности элементов творчества. Работа с нетрадиционными техниками изображения развивают интерес к рисованию, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает положительные яркие эмоции у детей, снимает боязнь не справиться с процессом рисования.
Организованная, правильно подобранная работа педагогов по обучению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью нетрадиционным техникам рисования формирует творческое отношение к продуктивной деятельности, способствует развитию воображения, повышению познавательного интереса и эмоционального отношения к изобразительному искусству.
Педагогам рекомендую расширять знания о нетрадиционных способах рисования как о средстве развития творческих способностей и повышения мотивации к рисованию у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Для педагогов предлагаю ознакомиться с мастер-классом «Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Приложение 1).
Рекомендую использовать в обучении рисованию нетрадиционные техники с дошкольниками разных возрастных групп.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателю дошкольных учреждений, педагогу дополнительного образования, учителю начальных классов, студенту педагогического ВУЗа, родителям.
Список использованных источников
1.Захарова, Ю.В. Содержание и методика обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью декоративному рисованию: автореф. дисс. канд-та пед. наук: 13.00.03 / Ю.В. Захарова. – Минск: НИО, 2008. –22 с.
2. Захарова, Ю.В. Нетрадиционные техники изображения в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью рисованию / Ю.В. Захарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 3. – С.23-27.
3.Захарова, Ю.В. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Ю.В. Захарова. – Минск: Народная асвета, 2011. – 54 с.
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / Под. Ред. М. Пишчек / – СПб.: Речь, 2006. – 276 с.
- Смагин, А.И. Использование терапии искусством в работе с детьми, имеющими особенности умственного и физического развития / А. И. Смагин. – Дэфекталогія. – 2004. – №3. – С. 17-23.
- Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Грошенков В.И. – М.: Академия, 2002. – 205 с.
7.Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: методическое пособие / Е.И. Лебедева. – М.: Классик-Стиль, 2004. – 72 с.
8.Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование / Р.Г. Казакова. – М.: Академия. 2008. – 264 с.
9. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 296 с.