Дети с СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представляет собой сложную и весьма актуальную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях познавательной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и реализуется в школьной и социальной адаптации формирующейся личности.
Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно выясненными, несмотря на большое количество исследований.
Психологический портрет гиперактивного ребенка
СДВГ проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.
Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля (учеба, выполнение аппликаций, собирание конструктора, рисование ит.д.).
Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В школе и в любой учебной деятельности у таких детей наблюдается "импульсивный тип работы": они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая на вопрос полностью. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадает в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта склонность к риску часто становится причиной травм и несчастных случаев. В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом; она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго. Импульсивность, часто сочетаясь с агрессивным и оппозиционным поведением, приводит к трудностям в контактах ребенок может не иметь друзей, стать изгоем в классе. Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, учителями и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать ситуации вокруг себя, строить свое поведение в соответствии с ними. Важно отметить, что с точки зрения умственного развития эти дети нисколько не отличаются от других детей. Среди них есть немало одаренных детей и выдающихся спортсменов. Поэтому диагностика и лечение так важны: они дают таким людям возможность реализовать заложенный в них потенциал
Синдром дефицита внимания делится на два основных типа, которые широко известны:
Дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью) Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Им трудно сосредоточиться долгое время на одном предмете. Кроме того, они импульсивны, очень подвижны - это "попрыгунчики" (гиперактивные), что может очень помешать во время урока в классе.
Дефицит внимания в чистом виде (СДВ - синдром дефицита внимания)
Этот тип расстройства труднее выявить и диагностировать. Это дети-"мечтатели". Они как будто слушают, но на самом деле думают о чем-то другом, легко отвлекаются. Они спокойны, не особо подвижны, и учитель не обращает на них внимания. Родители тоже не всегда понимают, почему у тихого спокойного ребенка есть проблемы в учебе, и считают причиной лень.
СДВГ - это сложное состояние, и его диагностика состоит из нескольких этапов, проводят их специалисты из разных областей.
Если у родителей, воспитателей в детском саду или школьных учителей возникает какое-либо подозрение, следует обратиться к невропатологу, психологу. Если есть необходимость в дальнейшем обследовании, ребенка направят к детскому психиатру.
Цель проводимых анализов и проверок, кроме всего прочего, - исключить условия, которые могут вызвать схожие с СДВГ явления, такие как проблемы слуха или зрения, невыявленные эпилепсия, трудности обучения, задержка развития или эмоциональные проблемы.
Лабораторные анализы при обследовании не нужны.
В чем состоит лечение и психологическая помощь?
Лечение СДВГ является комплексным и заключает в себе следующие компоненты:
Рекомендации родителям и детям, как справляться с СДВГ дома и в школе, в то же время осознавая и понимая проблемы ребенка;
Обучение способам учебы;
При необходимости - прием лекарств, цель которых - повысить концентрацию внимания ребенка и помочь ему в его учебной деятельности.
С целью наблюдения и оценки лечения и успехов ребенка лечение должно проводиться при участии педагогического коллектива школы и с соблюдением постоянной связи между родителями, педагогами и медицинскими работниками, лечащими ребенка
Для нормального развития ребенку с СДВГ нужны понимание, помощь и правильное отношение к его состоянию родителей. Цель лечения и психологической помощи - научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ним его состояние, помочь ему концентрировать внимание, научить его подходящим способам учебы и помочь ему преодолевать социальные проблемы, если таковые существуют.
Все это позволит ему достичь зрелости без заниженной самооценки, без отставания в учебе, овладев подходящими ему способами учебы, без тяжелых социальных проблем и с возможностью реализовать свои способности.
Знание проблемы, ранняя диагностика и соответствующее лечение помогут достичь этих целей.