Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения
Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение.
Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребенка отработать чистоту, четкость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребенка.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов;
- подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков
Артикуляционные сказки
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят
Веселая прогулка
(Е. М. Косинова)
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Ежик
У меня в иголках шерстка
И норе запасов горка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
О. Перова
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Футбол
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравиться она.
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Индюк
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку.
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
О. Перова
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Блинчики
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
О. Перова
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Чашка
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Чистим зубки
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Веселый лягушонок
(М.В. Малец)
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок —
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Веселый язычок
(В.Н. Чернякова)
Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег —
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся — засверкал.
Кончиком языка облизывают губы.
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело —
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл —
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево -вправо (темп меняется).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким.
Наигрался и заснул.
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.
Денискина зарядка
(Е.Б. Смирнова)
КАЧЕЛИ
Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко.
До чего же хорошо, Весело Дениске!
ГОРКА
Кончик языка
в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.
ПАРОХОД ГУДИТ
Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».
ТРУБОЧКА
Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ
У Дениса есть часы Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
БАРАБАНЩИК
Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит.
УЛЫБКА
Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит –
Я теперь лягушка!
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Если у Дениса
Плохое настроенье,
Ест Дениска наш
Вкусное варенье.
Надо верхнюю губу Вареньицем намазать
И широким язычком Облизнуть все сразу Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Веселая артикуляционная гимнастика
(Н.В. Нищева)
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Широко открывать и закрывать рот
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Качели
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
Улыбка
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у
птицы.
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Хоботок
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Маятник (Часики)
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Хомячок (надувание щек)
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Вкусный мед
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не
стала.
Широкий язык отдохнет,
полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Лопата
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли
вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Котенок лакает молоко
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
Орешки (Футбол)
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Чашечка
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.