Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения

Дата: 20 февраля 2023 в 08:47
Автор: Штакун Е. В.

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения

     Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение. 
Упражнения должны быть целенаправленными: неважно их количество, важны правильный подбор и качество их выполнения. Необходимо научить ребенка отработать чистоту, четкость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим, что особенно важно при произношении слогов, слов в спонтанной речи. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.       Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребенка.

         Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов;
- подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков

Артикуляционные сказки
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)

 

Котик Музик утром встал, 
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик, 
Как чистюля Котик.

Музик наш расческу взял, 
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.

Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины, 
Со сметаною они.

Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят

 

Веселая прогулка
 (Е. М. Косинова)

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Ежик
У меня в иголках шерстка
И норе запасов горка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
                  О. Перова
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Футбол
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын, 
Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает: 
Генке нравиться она.

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись, 
А потом назад вернулись
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Индюк
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда. 

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку.
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем, 
Тесто жмем, жмем, жмем, 
После скалку мы возьмем, 
Тесто тонко раскатаем, 
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Не пора ли вынимать?
                        О. Перова

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Блинчики
Испекли блинов немножко, 
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, 
Пригласим к обеду маму.
                       О. Перова

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем – 
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, 
Ротик нужно облизать.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Чашка
Вкусных мы блинов поели, 
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, 
Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Чистим зубки
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

Веселый лягушонок
(М.В. Малец)

 

Прямо рядышком с болотцем 
Средь зеленых кочек 
Жил веселый лягушонок — 
Маменькин сыночек. 
Был он очень-очень мил 
И со всеми он дружил. 
Улыбался он друзьям, 
Улыбнется он и нам, 
Улыбнусь ему и я, 
Мне он нравится, друзья!

 

Веселый язычок
(В.Н. Чернякова)

Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные дви­жения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик под­нимают вверх.
Хоть один он проживал, 
Никогда не унывал. 
Утром рано просыпался, 
За зарядку принимался. 
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зу­бами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднима­ют переднюю часть спинки языка, упи­рая его кончик в нижние передние рез­цы.
А затем подскоки, бег —
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы прикле­ивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизон­тальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок, 
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел, 
Щетку в ванной он нашел. 
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся — засверкал.
Кончиком языка облизывают губы. 
А на завтрак язычок 
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем. 
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело — 
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края язы­ка прижимают к коренным зубам, кон­чиком как бы снизу вверх чистят ниж­ние резцы.
Подметал, белил и мыл —
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизон­тальные движения влево -вправо (темп меняется).
Много он забав нашел: 
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с посте­пенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опуска­ют вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок 
Славно прожил свой денек: 
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким. 
Наигрался и заснул.


Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют его, зубы сжимают.

Денискина зарядка
(Е.Б. Смирнова)

КАЧЕЛИ
Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко. 
До чего же хорошо, Весело Дениске!
ГОРКА
Кончик языка
в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается. 
Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.
ПАРОХОД ГУДИТ
Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

ТРУБОЧКА
Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.
ЧАСИКИ
У Дениса есть часы Удивительной красы! 
Ходят стрелочки по кругу
 И хотят догнать друг друга.
БАРАБАНЩИК
Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит.
УЛЫБКА
Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит –
Я теперь лягушка!
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Если у Дениса 
Плохое настроенье, 
Ест Дениска наш 
Вкусное варенье. 
Надо верхнюю губу Вареньицем намазать 
И широким язычком Облизнуть все сразу Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.

Веселая артикуляционная гимнастика
(Н.В. Нищева)

 

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

Широко открывать и закрывать рот

Выше дуба, выше ели 
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Качели 
Улыбается щенок, 
Зубки напоказ. 
Я бы точно так же смог, 
Вот, смотри. Сейчас.

Улыбка

У птички клювик очень колкий 
И тонкий, острый, как иголка. 
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у 
                                     птицы.

Хоботок слоненок тянет, 
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи 
И слоненку покажи.

Хоботок

Язык, как маятник часов, 

Качаться вновь и вновь готов. 
Котенок улыбается, 
Он, как и ты, старается.

Маятник (Часики)

Хомячок надует щечки, 
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.


Хомячок (надувание щек)

Знает это весь народ: 
Любит мишка вкусный мед. 


Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.


Вкусный мед

Устала собачка и дышит устало. 
И даже за кошкою бегать не                    
                                      стала.
 Широкий язык отдохнет, 
                                 полежит, 
И снова собачка за кошкой бежит.

Лопата

Выгни язычок, как спинку 


Выгнул этот рыжий кот. 
Ну-ка, рассмотри картинку: 
Он по мостику идет.

Мостик (Киска злится)
Котенок любит молоко: 
Нальешь — и нет ни капли 
                                         вмиг. 
Лакает быстро и легко, 
«Лопаткой» высунув язык.

Котенок лакает молоко


Белка щелкает орешки 
Обстоятельно, без спешки. 
Упираем язычок 
Влево-вправо, на бочок.

Орешки (Футбол)
Язычка загнем края, 
Делай так же, как и я. 

Чашечка

Язычок лежит широкий 
И, как чашечка, глубокий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.