Воспитание самостоятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в семье
Ребенок с нарушениями интеллекта существенно отличается от нормально развивающихся сверстников с раннего детства. У такого ребенка моторика формируется замедленно. Он позднее начинает сидеть, стоять, передвигаться, позднее научается пользоваться ложкой, пить из чашки. Его движения и походка неуклюжи. Для ребенка 6-7 лет составляет большую сложность самостоятельное одевание, особенно - застегивание пуговиц и завязывание шнурков. Он с трудом овладевает предметно-практической деятельностью и простейшими игровыми действиями.
Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному.
Существенные отклонения у умственно отсталых детей наблюдаются как в познавательной деятельности, так и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека.
Не удивительно, что эти дети бывают совершенно неподготовленными к школьному обучению. Они нуждаются в еще большем развитии самостоятельности, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.
Примеры безволия и несамостоятельности умственно отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому учителю. Ребенку нужно пришить оторвавшуюся пуговицу. Но он не делает этого, если под рукой нет иголки и нитки. Проявить инициативу ему трудно. Трудно решить задачу - ребенок идет в школу, не приготовив урока. Соседский мальчик позвал на рынок - ребенок не пошел в школу, хотя отлично знал, что пропускать занятия нельзя. Подчинить свое поведение определенной задаче он не может.
Л.С. Выготский в столь большой мере разделял идею Сегена о значении слабости побуждений, что, присоединяясь к нему, писал, что «…именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка…».
Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям сочетаются, однако, с признаками противоположного свойства.
Так, например, оказывается, что, если умственно отсталому ребенку очень захотелось получить вопреки порядку какую-либо дополнительную порцию особенно вкусного сладкого блюда, он проявляет достаточную самостоятельность, настойчивость и целеустремленность, обнаруживает умение преодолеть известные трудности и даже некоторую опосредованность, обдуманность поведения.
Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков, развития у него самостоятельности необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения: детские сады, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучаются в домашних условиях, что требует оказания психолого-педагогической помощи семье. В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости групп или классов.
В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих их интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую и социальную несостоятельность. Предусматривается посильное овладение дошкольниками основными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием, элементарным самообслуживанием и трудом), что создает предпосылки для перехода к учебной деятельности.
По программе Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой дети, обучающиеся в компенсирующем детском саду, уже после первого года обучения умеют: проситься и самостоятельно садиться на горшок; не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; мыть руки; пользоваться своим полотенцем; самостоятельно вытирать руки; садиться за стол на свое место; не есть руками, не пить из тарелки; не наполнять ложку руками; вытирать рот и руки салфеткой; не выходить из-за стола, не закончив еды; знать свой шкафчик для одежды; снимать колготки самостоятельно и надевать их с помощью воспитателя или няни; самостоятельно одеваться; аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место.
После второго года обучения: пользоваться унитазом; выходить из туалета одетыми; засучивать рукава без закатывания; мыть руки мылом; есть ложкой, правильно ее держать; самостоятельно одеваться и раздеваться; самостоятельно снимать верхнюю одежду; правильно надевать обувь, различать левый и правый ботинки; причесываться и чистить зубы.
Таким образом, по этой программе, уже после первого года обучения дети владеют многими культурно-гигиеническими навыками и обладают некоторым уровнем самостоятельности. После второго года обучения дети почти полностью обладают навыками элементарного самообслуживания.
Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста является формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, элементарных трудовых поручений с помощью взрослого.
Воспитание ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в процессе умывания, кормления, одевания и раздевания. Для этого создаются специальные условия, которые позволяют успешно формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Исследователи указывают, что формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков детей с интеллектуальной недостаточностью происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.
Началу работы по формированию данных навыков должны предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями и отобразительные игры.
Дети овладевают определенными действиями, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы он мог выполнить его, пользуясь лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе обучения является индивидуальная работа с ребенком.
Постепенно ребенок учится самостоятельно выполнять все действия, которые он первоначально выполнял с помощью взрослого.
Таким образом, типичным для детей с нарушениями интеллекта является отсутствие инициативы и самостоятельности. Эти дети отличаются отсутствием интереса, инициативы. Они не стремятся стать самостоятельными, овладеть какими-либо навыками. Это отрицательно влияет на их социализацию, усложняет процесс адаптации.
Для развития самостоятельности у детей с нарушениями интеллекта большое значение имеет социальная среда и окружение. Ребенок берет пример с взрослых, которые его окружают, поэтому необходимо подавать ребенку правильный пример.