Причины и виды отклонений в речевом развитии детей
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- Они не соответствуют возрасту говорящего;
- Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
- Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
- Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
- Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Основные причины речевых нарушений – это:
- Соматическая ослабленность;
- замедленное психофизическое развитие;
- отягощенная наследственность, травмы;
- неправильное строение органов речевого аппарата;
- невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
- двуязычие в семье и др.
В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
- Замена звука на более простой по артикуляции
- Нестабильное использование звука в речи
- Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
5.Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.
Как вести себя с заикающимся ребенком:
- не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым
дефектом;
- объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
- поощряйте его общение с другими детьми;
- не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций
Роль семьи в становлении речи ребенка
Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка. Поэтому общее правило можно сформулировать так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важное условие развития речи ребенка — это хорошие и доброжелательные отношения с ним.
Как разговаривать с ребенком'?
Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.
Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.
В-третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ребенком, т.е. делайте его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами — достаточно того, что он вас слышит. Например, полуторагодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп, очень вкусный» — добавляете вы.
В-четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю скажите при этом: «Ты выключаешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу слова, которые выражают его действия, его опыт.
В-пятых, говорите и о тех действиях, которые совершаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас, когда он видя то, что вы делаете, например, моете посуду, будет слышать слова, обозначающие ваши действия. Говорить при этом нужно короткими и простыми предложениями, медленно и отчетливо.
И, наконец, еще одна рекомендация Дж.Чейпи: «никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно». Если же вы будете поправлять грамматические ошибки или произношение, ребенок может просто замолчать, лишь бы не совершить ошибки. Вспомните свой опыт изучения иностранного языка, когда ваш преподаватель все время и с укоризной в голосе поправлял вас. Вам очень хотелось говорить?
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, следует учитывать и факторы домашней обстановки. Например, замечено, что словарный запас единственных в семье детей или первенцев больше. Нередко языковое развитие младших детей ограничено, поскольку занятые родители нередко перепоручают процесс воспитания более старшим детям. Старшие, полные симпатий и любви к малышу, стараются предвосхитить его любое желание и практически устраняют всякую необходимость говорить. К тому же и сама речь старших детей еще далека от совершенства. Наиболее важным на этом этапе развития является обобщение.
Поскольку понятие обобщение является одним из важных, остановимся на нем подробнее. Процесс формирования и развития у ребенка способности к обобщению проходит на всех этапах развития речи, начиная с этапа безъязычной речи, когда ребенок слушая взрослого, вскрывает значение слов. Он продолжается на этапе автономной речи, когда обобщение выступает в ограниченной форме и заканчивается при появлении связной речи. Наряду с этим можно указать на значение обобщения для других сторон психического развития ребенка.
Мы уже говорили о том, что речь является средством социального общения. И возникает она из потребности в средствах общения. Но особенность общения, по словам Л.С.Выготского, состоит в том, что оно невозможно без развитого обобщения. Единственный способ общения без обобщения — это указательный жест, который предшествует речи. Само по себе обобщение вызывается только актом общения. Благодаря обобщению у ребенка меняется и структура восприятия. Если ранее он видел вещи в их ситуационном отношении друг к другу, т.е. слитно с ситуацией, то с возникновением обобщения малыш начинает видеть в предмете нечто большее, чем содержится в непосредственном зрительном образе. Но если, благодаря обобщению, происходит вычленение предмета, действия или качества, то все это знаменует начало сложной логической переработки материала. А это говорит о значении речи и обобщения для развития мышления ребенка. Да, конечно, до года мышление, как самостоятельный процесс еще не существует, оно пока опирается на восприятие и включено в него. С развитием же речи и, прежде всего, ее обобщающей функции в раннем детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психического феномена наглядно — действенное или практическое мышление. Иногда говорят и о сенсомоторном интеллекте. По сути — это синонимы. Таким образом, развитие обобщений в речи ребенка непосредственно обусловливает и ход развития мышления ребенка. Наконец, обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Все акты сознания по Л.С. Выготскому есть обобщение. С развитием речи у ребенка создается устойчивая картина мира, упорядоченного в предметном отношении. Предметы и вещи начинают приобретать определенное значение. Это означает, что вместе с речью возникает начало осмысления, осознания окружающей среды.
Следует отметить, что часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период времени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом, то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности.
Если у вашего ребёнка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия логопеда, всё равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребёнком. Однако необходимо не только научить малыша правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова и звуки, которые он слышит.
Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребёнка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребёнком в следующую игру. Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребёнок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в такую игру: у ребёнка глаза завязаны, а взрослый бегает по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребёнку определить, откуда раздаётся звук. Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.
Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребёнок. Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названиях которых есть нужные звуки.
Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребёнок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинают с отработки слогов и слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребёнок плохо произносит несколько звуков, начинать занятия лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребёнок раньше увидит результат занятий.
Начиная заниматься с ребёнком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребёнок просто испугается, замкнётся в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдавать ребёнку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, логопедические занятия могут стать неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.