Цель нашей работы — поделиться опытом взаимодействия с детьми с аутизмом школьного возраста и представить стратегии, позволяющие узнавать и предупреждать признаки нежелательного поведения.
Во время работы с детьми мы полагаемся на следующие принципы предупреждения нежелательного поведения:
1. Функциональная коммуникация. В рамках данной методики важно определить функцию нежелательного поведения ребенка, например проявление аутоагрессии из-за усталости. Наша задача заключается в обучении выразить то же самое с помощью приемлемой коммуникации, например научить ребенка сообщать: «Я устал». Если ребенок не говорит, ему необходима альтернативная коммуникация. Это может быть карточка с картинкой, которую ребенок может показать другому человеку. Для закрепления такой коммуникации педагог создает специальные условия, где воспроизводится фактор, предшествующий поведению. На первых этапах специалист помогает ребенку, а далее количество и качество подсказок уменьшается. Когда ребенок начинает полностью самостоятельно пользоваться приемлемой коммуникацией вместо нежелательного поведения в обучающей ситуации, необходимо обучать его «перенести» ту же коммуникативную форму поведения в разные ситуации, с разными людьми.
2. Визуальная поддержка. Детям часто сложно понять устные инструкции. Поэтому мы используем различного рода наглядности в то время, когда ребенок выполняет какую-либо задачу. Это также помогает снизить уровень тревоги у ребенка, что положительно сказывается на его поведении.
3. Учет особенностей обработки сенсорной информации. Важно понимать, что звуки, запахи, вкусы, с которыми ребенок ежедневно встречается, могут стать причиной нежелательного поведения. Например, если у ребенка гипертрофированный слух, мы будем учитывать это при построении плана работы. Недостаточность коммуникативной компетенции является частой причиной нежелательного поведения. Неговорящему ребенку сложно выразить свои желания, потребности, чувства. Поэтому при работе с детьми мы используем альтернативную коммуникацию (специальные карточки), посредством которой ребенок может взаимодействовать с окружающими.
4. Мотивация играет огромную роль для успешного выполнения задачи.
Исходя из наблюдений за ребенком делаем вывод, что ему нравится. Этот предмет становится подкреплением, которое помогает зафиксировать желательное поведение. Т. е. ребенок получает, например, свою любимую игрушку, если выполнил задание; сначала желаемый предмет выдается за каждую выполненную задачу, а со временем график выдачи подкрепления становится все более редким.
5. Упрощение собственной речи. В процессе общения с ребенком мы не используем много слов, не говорим про абстрактные вещи, избегаем использования фразеологизмов, поскольку дети с аутизмом воспринимают информацию буквально. Слишком 10 Коррекционная педагогика сложная речь (в том числе наличие метафорических высказываний, переносного смысла, полисемии) может ввести ребенка в состояние фрустрации, а также увеличить уровень стресса и тревоги. С учетом вышеуказанных принципов работа с детьми проходит благоприятно, мы видим динамику положительного поведения. Дети постепенно начинают показывать желание общаться, играть и дружить с окружающими. Также с помощью социальных программ мы обеспечиваем возможность развития социальных навыков, что способствует сохранению психического здоровья и успеха детей в будущем. Мониторинг эффективности программы Важно понимать, что все дети с аутизмом — разные, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. На основе этих показателей строится индивидуальный план для каждого ученика. Заранее сложно предугадать, в каком темпе ученик сможет обучаться, что из запланированного вызовет у него наибольшие трудности. Поэтому при работе с детьми с аутизмом после каждого занятия необходимо отмечать данные об изменениях поведения. Эти данные в дальнейшем помогают понять, насколько правильно была подобрана методика. Для мониторинга эффективности программы применяются следующие виды сбора данных: (1) количественный (используется с целью снизить проявление нежелательного поведения или увеличить проявление желательного) и (2) продолжительный (используется при изменении времени проявления того или иного поведения). Во время групповых занятий сложно реализовать заполнение таблиц наблюдения. В этом случае можно использовать метод «Моментальный взгляд». Он позволяет не проводить непрерывное наблюдение за учеником, а только отмечать наличие или отсутствие нежелательного поведения в определенное время. На основе сведений, собранных в результате наблюдений, делается вывод об эффективности выбранных методов работы с ребенком.