Что такое ПМПК?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Целью диагностической деятельности ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педегогического обследования детей с особенностями психофизического развития содается психолого-медико-педагогическая комиссия.
Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь
по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 270 п. 3 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:
- переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
- принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программуспециального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
- переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
- переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок сидит перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка.
Что спрашивают на ПМПК?
-
Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
-
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
-
Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
-
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
-
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
-
синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
-
антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
-
омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
-
А также просят определить наличие звука в слове, их последовательность, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
-
Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
-
Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
-
Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:
- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.
На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.
- Обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей.
- Для проведения психолого-медико-педагогической комиссии законные представители (родители) ребёнкапредоставляют членам комиссии следующие документы:
- Выписка из медицинских документов, содержащая записи специалистов: офтальмолога (для лиц с нарушениями зрения), невролога (для лиц с дизартрией, заиканием, ДЦП), оториноларинголога (для лиц с нарушением слуха) и другие.
- Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учёта).
- Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка (за подписью руководителя учреждения образования, выдавшего характеристику) (согласно приложений 2, 3)
- Психологическое представление на ребёнка педагога-психолога (при наличии специалиста в учреждении образования, (согласно приложения 1)
- Работы ребёнка: для дошкольника – рисунки, штриховка и т.д; -для школьника – работы по языкам (русскому, белорусскому) и математике.
- Для детей с ОПФР, обучающихся на дому, кроме выше перечисленных документов необходимо предоставитьсправку о прохождении ВКК.
Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения (проблемы), определения подбора максимального объема диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения, формулирования рекомендаций для родителей и специалистов.
В случае необходимости изменения даты ПМПК, её следует согласовать с председателем ПМПК – Бобровской Татьяной Анатольевной не позднее 2-х дней до планируемой графиком даты ПМПК по телефону: 8 (02355) 4-39-33.
Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)?
ПМПК – комиссия, проводящая дифференциальную диагностику с целью установления типа нарушения в развитии и определения оптимального образовательного маршрута или формы оказания коррекционно-педагогической помощи (при необходимости)
В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией:
1. Интеллектуальная недостаточность.
2. Нарушения психического развития (трудности в обучении).
3. Детский аутизм.
4. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата:
4.1. ограничения двигательной активности при сохранных возможностях самостоятельного передвижения;
4.2. ограничения двигательной активности, требующие вспомогательных средств передвижения.
5. Нарушения речи:
5.1. дислалия;
5.2. ринолалия;
5.3. дизартрия, анартрия;
5.4. моторная алалия;
5.5. сенсорная алалия;
5.6. детская афазия;
5.7. общее недоразвитие речи (I уровень, II уровень, III уровень, III уровень с конкретизацией не резко выраженного общего недоразвития речи);
5.8. заикание;
5.9. дисграфия;
5.10. дислексия;
5.11. иные.
6. Дискалькулия.
7. Нарушение слуха:
7.1. глухота;
7.2. тугоухость.
8. Нарушения зрения:
8.1. слепота;
8.2. слабовидение;
8.3. амблиопия, косоглазие.
9. Тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения.
Особую значимость представляет информация о возможности обследования ребенка на ПМПК только при добровольном согласии родителей (законных представителей), осознающих важность такого обследования для решения той или иной проблемы развития ребенка и защиты его интересов и прав.
Предварительная запись на ПМПК
Записаться на ПМПК можно по телефону 4-99-62 осуществляется предварительная запись детей с согласия законных представителей ребенка в возрасте от рождения до 18-ти лет. Ведение предварительной записи позволяет подготовиться родителям в сборе необходимой документации.
Направить ребенка на ПМПК могут:
- родители / опекуны (законные представители);
- учреждения образования;
- ТЦСОН;
- СПЦ.
Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем ЦКРОиР, членами комиссии.
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляетзаключение ЦКРОиР содержащее:
- описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.
На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членам комиссии.
Периодичность проведения ПМПК определяется реальными запросами образовательных учреждений на основе анализа банка данных детей в регионе. Администратор банка данных назначается приказом руководителя учреждения образования ежегодно.
Периодичность проведения ПМПК – не реже 1 раза в два года в следующих случаях:
· при наличии у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения (имеющего статус ребёнка-инвалида);
· при наличии статуса сироты или оставшегося без попечения родителей.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится в обязательном порядке при:
1. переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;
2. принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
3. переходе ребёнка, имеющего трудности в обучении, нарушения речи из начального в среднее звено.
4. переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.