Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

Дата: 16 декабря 2021 в 10:41, Обновлено 17 декабря в 14:30
Автор: Штакун Е. В.

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

Игра «Лестница»

Задачатренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание.

Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Игра «Фокус с предметами»

Задачатренировать силу и направленность выдоха.

     Оборудованиелюбая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание.

 Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Кто дольше?»

Задачаразвить речевое дыхание, силу голоса.

Описание.

Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Загадай желание»

Задачаразвить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиепесочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание.

Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Вьюга воет»

Задачаразвить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Оборудованиесюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание.

Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Лети, одуванчик!»

Задачавыработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание.

 Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Надувайся, шар!»

Задачаразвить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание.

 Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Вертушка»

Задачаразвить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиесначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание.

 Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Птички (бабочки)»

Задачаукрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудованиефигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание.

 «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха

Игра «Надуй игрушку»

Задачаразвить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудованиенеплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание.

Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Лети, самолетик!»

Задачаразвить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудованиебумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание.

Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Лодочки»

Задачанаучить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудованиетаз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание.

 Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Игра «Погудим!»

Задачатренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудованиелюбые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание.

 Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Буря в стакане»

Задачаразвить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудованиестакан с водой, соломинка.

Описание.

В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»

Задачатренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание.

 Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задачавыработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание.

 Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Фокус»

Задачаотработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание.

 Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Приятный запах

Задачатренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудованиеваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание.

Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Игра    «Отгадай, что за фрукт»

Задачатренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудованиеваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание.

 Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задачатренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудованиеблюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание.

 Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.