МЕТОДИЧЕСКАЯ ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
<article>Перечень документации специалистам, реализующим программы специального образования на уровне дошкольного образования:
1. Годовой план, отражающий направление работы учителя-дефектолога, утвержденный руководителем учреждения образования.
В годовом плане работы учитель-дефектолог определяет цели и задачи коррекционно-педагогической работы. Годовой план состоит из блоков:
- диагностическая деятельность (проведение обследования детей и внесение данных в индивидуальные карты развития ребёнка, психолого-педагогический мониторинг, диагностика результатов коррекционно-педагогической работы);
- информационно-аналитическая деятельность (анализ динамики развития детей, выпуск информационных листов, беседы, выступления);
- методическая деятельность (изучение нормативных документов, инструктивно - методических писем, пополнение оснащенности кабинета, повышение квалификации, работа над темой по самообразованию).
2. Перспективное (перспективное календарно-тематическое) планирование на группу или подгруппу по образовательным областям учебного плана и по направлениям коррекционных занятий (форма и длительность планирования утверждается на педагогическом совете)
Перспективный тематический план подгрупповых занятий
№ п/п |
Тема занятия |
Отрабатываемые навыки |
Примечания |
1 |
Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки» |
Артикуляционные упражнения «Пальчиковый тренинг. Массаж пальцев. Согласование существительных в роде и числе. Составление сложносочиненных предложений |
Артикуляцион- ная гимнастика |
Примерный календарно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
К-во часов |
Задачи |
Содержание работы |
Лингвистический минимум |
3. Планы индивидуальных занятий. Форма плана индивидуальных занятий с детьми может быть представлена в следующем виде (на каждый месяц или неделю текущего месяца):
Фамилия, имя ребёнка |
Содержание работы |
Результаты |
4. Ежедневные конспекты (планы проведения занятий и (или) технологические карты). Могут быть представлены в виде краткого плана или развернутого конспекта занятия с указанием цели занятия, предлагаемых видов деятельности на занятии, используемого дидактического материала
5. Журнал учета обследованных детей, в котором фиксируются данные о воспитанниках, которые были обследованы в учреждении образования.
Форма журнала учёта обследуемых детей
№ |
Группа |
Ф.И.О. ребенка |
Дата обследования |
Результаты психолого- педагогического обследования |
Для детей, зачисленных на занятия спецгруппы |
Примечание |
|
Дата |
|||||||
зачисления |
выпуска |
||||||
6. Журнал учёта проведенных занятий и посещения их детьми
Для учета проведенных занятий и посещения их обучающимися рекомендуется использовать классный журнал. Учитель-дефектолог ведет журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися (далее журнал) на белорусском или русском языке в зависимости от языка обучения и воспитания в учреждении образования. Список обучающихся группы (подгруппы), зачисленных на занятия, заполняется в алфавитном порядке.
На левой странице журнала записываются:
- в строке, предназначенной для записи наименования учебного предмета, - организационная форма проведения занятия.
- в графах, отведенных для учета проведенных занятий, дата проведения занятия (17.09.).
- буквой «н» отмечается отсутствие обучающегося на занятии.
- на правой странице журнала записываются дата проведения
занятия с большой буквы – тема занятия (в строке графы «содержание
учебного занятия»)
Содержание определяется с учётом этапа логопедической работы.
Все записи в журнале должны выполняться аккуратно, разборчиво, чернилами или пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования).
- страница «Контроль за ведением классного журнала» ведется руководителем учреждения образования или уполномоченным им лицом.
7. Карты углубленного психолого-педагогического обследования ребёнка (индивидуально).
8. График работы и расписание занятий специалиста, утвержденные руководителем учреждения образования.
Учитель-дефектолог составляет расписание занятий из расчёта 20-часовой педагогической нагрузки в неделю на одну ставку. В расписании указываются начало и окончание каждого группового, подгруппового и индивидуального занятия, с учётом перерывом между ними. К нему может прилагаться график посещения детьми индивидуальных занятий, в котором отмечается примерное количество занятий в неделю с конкретным ребёнком.
Примерное расписание логопедических занятий
Дни недели |
Время и вид занятия |
||
1 |
2 |
||
Понедельник |
8.00-12.00. Индивидуальные занятия: 1. Фамилия. Имя ребёнка 2. … |
||
Вторник |
8.30-8.50 Индивидуальное занятие (Ф.И. ребёнка) |
9.00-10.00 Подгрупповые занятия |
10.20-12.30 Индивидуальные занятие: 1. Ф.И. ребёнка |
9. Рабочие тетради (папки с результатами деятельности) воспитанников.
10. Картотека оборудования и наглядных пособий.
11. Тетрадь преемственности
Примерный вариант записи
в «тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателей»
Дата |
Фамилия, имя ребёнка (детей) |
Задания учителя-дефектолога |
Отметка о выполнении |
12. Анализ работы за учебный год
!!! Обращаем внимание специалистов на алгоритм постановки коррекционных задач
ЧТО СДЕЛАТЬ? + С ЧЕМ ? + КАКИМ ОБРАЗОМ ?
-формировать выбирать, решать, находить,
-закреплять (ить) отбирать, вычислять, называть,
-совершенствовать планировать, завершать,
-автоматизировать сравнивать, систематизировать,
-актуализировать классифицировать, прогнозировать
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАЧ:
- в количественном плане не трёх-четырёх;
-задачи должны быть направлены на формируемые у детей умения «формировать умение…», «развивать умение…»;
-в задаче может отражаться механизм формирования указанного умения (способ выполнения: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, по замыслу), характер используемых опор (схемы, план, сюжетные картинки, пиктограммы, символы), приёмы выполнения той или иной деятельности;
- формулировка задач к занятию предшествует определению содержания, подбору методов и приёмов обучения на занятии.
Педагогическим работникам, осуществляющим интегрированное обучение и воспитание в учреждении образования рекомендуется ведение следующей документации:
- учебный план на текущий учебный год, утвержденного руководителем учреждения образования и согласованного с директором центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- календарно-тематическое планирование по образовательным областям, по коррекционным занятиям и ежедневного планирования занятия с воспитанниками с особенностями психофизического развития;
- расписание занятий по образовательным областям и расписание коррекционных занятий, утвержденных руководителем учреждения образования;
- журнал учёта проведённых занятий и посещения их детьми;
- тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2016 № 77 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования»;
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2012г. №8 «Об утверждении санитарных норм, правил
« Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся»;
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2015/2016 учебном году»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2014/2015 учебном году»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2013/2014 учебном году»;
инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующие образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, в 2012/2013 учебном году»;
«Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания», утвержденные 26.08.2016 г.;
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 5 сентября 2011г. №255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;
постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012г. №140 « О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (глава 32).
</article>