Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Проблемы адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью к учреждению образования

Дата: 25 октября 2023 в 10:37

Проблемы адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью к учреждению образования

Понятие «адаптация» относится к группе общенаучных понятий, которые действительны для многих отраслей знания и означает способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (так называемый гомеостаз). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. То есть при адаптации происходит приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
                  В процессе адаптации можно выделить 3 фазы:
1. Ориентировочно-потребительская фаза (сопровождается временным нарушением функций);
2. Фаза неустойчивого, неполного приспособления (активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям);
3. Фаза относительно устойчивого приспособления.
В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению.
                          Возможности социальной адаптации детей с  

                  интеллектуальной недостаточностью.
           В норме дети проходят адаптацию в социальной среде во многом стихийно, благодаря семейным и общественным взаимодействиям и воздействиям. У детей с интеллектуальной недостаточностью процесс адаптации затруднен в связи с особенностями психической и личностной сферы, обусловленными структурой дефекта.
1. Дети с интеллектуальной недостаточностью не способны к самостоятельному анализу и синтезу явлений окружающей действительности.
2. В связи с дефектами речевой деятельности (часто выраженными) и физической неполноценностью, дети, имеющие подобные отклонения не принимаются сверстниками и более того, осмеиваются, исключаются из круга общения.
3. Родители, не знакомые с психологическими и педагогическими основами воспитания особых детей, не справляются со своими родительскими обязанностями, не могут обеспечить ребенку правильно организованного подхода. В результате у детей вырабатываются неадекватные формы реагирования, закрепляется «иждивенческий» тип поведения. Ребенок, находясь только в семье, становится неспособным не только к адаптации в социуме, но и к адекватному взаимодействию с близкими ему людьми.
4. Отторжение обществом, непонимание особенностей, потребностей ребенка с интеллектуальным дефектом, страх при общении с таким ребенком.
5. Отсутствие организованных условий для реабилитации в семье и в общественных структурах.

             Адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает их право на образование, диагности­ку, охват специальным образованием в вариативных фор­мах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцирован­ное обучение.
Ком­плексная система обучения и 
воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, обеспечивающая адекватный их возможностям уровень общего образова­ния и первоначальной профессиональной подготовки осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Цель учреждения образования  — разностороннее воспи­тание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.
Учреждение образования  готовит обучающихся  к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов.
Организация социально-бытовой ориентации осуществляется по этапам:

  • в дошкольном возрасте формируются первые пред­ставления об окружающем, навыки общения и пра­вильного поведения в группе;
  • в младшем школьном возрасте расширяются пред­ставления об окружающей действительности, формируются более сложные формы общения в совме­стной деятельности;
  • с пятого года обучения начинаются занятия по со­циально-бытовой ориентации, составляющие соци­альный опыт и умение вести себя в определенных жизненных ситуациях;
  • в 16—18 лет значительно расширяется социальный опыт, закрепляются навыки поведения в различ­ных жизненных ситуациях, совершенствуются на­выки общения со сверстниками, формируются пра­вильные взаимоотношения с лицами противопо­ложного пола.

Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.
Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. 
Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.
Проводимая во внеурочное время воспитательная ра­бота дополняет занятия по социально-бытовой ориента­ции. Основное внимание уделяется воспитанию положи­тельных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматиза­ции умений, приобретению новых и формированию по­лезных привычек, эталонов поведения, оценочного от­ношения к различным жизненным ситуациям.
Все это необходимо для самостоятельного ведения до­машнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых кол­лективах, общения с окружающими людьми. Главное ус­ловие успешности решения поставленных задач — ежед­невная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные уч­реждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формиро­ванию необходимых в быту знаний и умений способству­ет также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке учащихся способ­ствует также общественно полезный труд.
Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.
Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых про­стых дел по самообслуживанию и личной гигиене и за­вершая наиболее сложными умениями — правильным по­ведением в различных учреждениях и транспорте, под­счетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимули­ровать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближай­шего развития, при этом следует учитывать индивиду­альные особенности детей. Учителю и воспитателю необ­ходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.
При планомерной работе по социальной и трудовой адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью можно добиться определенных результатов. В частности, у детей отмечаются:

  • развитие сохранных функций и расширение их активного действия;
  • положительные сдвиги в структуре психологических качеств и, особенно, в эмоциональной сфере личности (снятие агрессивности, развитие адекватного отношения к другим людям, проявление более широкого спектра эмоциональных состояний, оказание взаимопомощи);
  • развитие познавательных процессов и речи;
  • возможность выполнения творческих видов труда (на основе лепки, рисования, составления аппликаций и т.д.);
  • развитие интереса к деятельности;
  • формируются профессиональные навыки, навыки самообслуживания и т.д.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.