Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носит системных характер. Это говорит о несформированности в той или иной степени всех операций речевой деятельности.
Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества, последовательности слогов, заменах, перестановках. Например, один из моих учащихся вместо слова снег говорил «хен». Для отработки правильного произношения слов с разной слоговой структурой я стала применять в помощь ребенку визуальную артикуляцию изображенных звуков с жестами, мимикой лица. Проводя работу над словом «снег», предложила ребенку подуть на кончик языка – получился изолированный звук [с], затем резким движением указательного пальца слева направо продемонстрировала слог «не», несущий отрицание, и закончила указательным жестом на верхнюю точку шеи, ассоциируя положение заднеязычного звука [г]. Сначала эту последовательность действий я закрепила вместе с ребенком произношением звуков и слогов: с ۔не۔ г, затем для ребенка процесс усложнился – он произносил звуки и слог, составляющие слово «снег», опираясь только на указания педагога. В итоге ученик может уже самостоятельно произносить это слово со стечением согласных. Слово благодарности «спасибо» ребенок изначально произносил «атитя». Здесь на помощь пришли те же методы и частичное отхлопывание слоговой структуры слова. Ученику было предложено подуть на язык, упирающийся в передние нижние зубы, - услышали звук [c]. Затем сопряженно делаем хлопок в ладоши на слог «па», акцентируя внимание ребенка на смыкание губ, потом отхлопываем слог «си», утрированно растягивая губы в улыбке, и делаем хлопок на слог «ба» (бо), обращая внимание на громкое смыкание губ. Последовательность этих действий отрабатываем несколько раз с активным участием педагога, а потом я произношу только фразу «Подуем на язык» и молча артикулирую слоги, делая хлопки, а ребенок их озвучивает.
Волей судьбы, название улицы домашнего адреса учащегося имело сложную слоговую структуру – улица Акуционка. Но терпение и труд всё перетрут - мы справились с этой задачей. На звук [а] я показывала широко открытый рот. На слог «ку» - демонстрировала артикуляцию звука [у] – вытягивала губы трубочкой вперед, на слог «ци» - большим пальцем правой руки как бы выдвигала нижнюю челюсть вперед, на слог «он» - указательным жестом показывала на ребёнка, а на слог «ка» - делала завершающий хлопок. После неоднократного сопряженного проговаривания с опорой на жесты и артикуляцию, постепенно переходили к тому, что учитель показывает, а ребёнок произносит, а потом и вообще – на самостоятельное произношение слова со сложной слоговой структурой.
Был в моей практике и смешной случай, когда проговаривали слоговую структуру слова «котлета». Отхлопывали это слово по слогам: кот-ле-та, потом я решила усложнить задание: кот-лета. Произношение слова «котлета» решила доверить ребенку с направляющей моей помощью: отхлопываем «кот» и … «Какая пора года?», надеясь, что ребёнок скажет «лето», а он – «зима». Это была его любимая пора года. К счастью, в дальнейшем, во время обеда мальчик всегда правильно произносил этот мясной продукт.
Речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию осуществляется у детей с интеллектуальной недостаточностью гораздо легче. Прежде чем приступить к заучиванию стихотворения, ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова. Используются предметные картинки, схематические изображения, ассоциативные и указательные жесты, движения.
Например, стихотворение к новогоднему утреннику заучивалось следующим образом:
Шёл по лесу Дед Мороз (ходьба на месте, жест «бороды» -
обхватывающее движение
ладонью подбородка и опускание
вниз сведенных вместе пальцев руки)
Мимо сосен и берез (прикрепляются к доске большие
картинки с изображением сосны и
берёзы – демонстрационный
материал «Деревья»)
Мимо просек, мимо пней (изображение пня)
Шёл по лесу 8 дней. (ходьба на месте, демонстрируя
на пальцах рук количество 8)
Он по бору проходил, (изображение леса)
Ёлки в бусы нарядил. (учитель изображает на доске ель,
украшенную гирляндами из бус)
Все деревья в серебре (цвет серебра)
Зайцы пляшут на горе (схематичное изображение
зайцев на горе)
На пруду искрится лёд, (схематичное изображение
пруда, от которого в разные
стороны нарисованы
чёрточками «искры»)
Наступает Новый год! (весело поднять обе руки вверх)
Все картинки и изображения располагаются в строгой последовательности событий, отряженных в стихотворении.
Случается иногда и так, что стихотворение для ребёнка сочиняю сама, учитывая его речь и индивидуальные особенности.
Вот одно из них:
Поздравляю маму
Самую любимую,
Самую родную,
Самую красивую!
Пусть всегда смеется
Солнышко ей вслед,
Мамочку свою я
Сберегу от бед!
Формирование правильной речи – это организованный и целенаправленный воспитательный и учебный процесс, от которого зависит развитие личности ребёнка.