Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СППС

Дата: 4 марта 2013 в 09:43, Обновлено 26 декабря в 09:10

Организация деятельности СППС в  ЦКРОиР

Целью деятельности СППС ЦКРОиР является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.

Основные задачи:

  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
  • оказание психологической помощи обучающимся;

Принципы деятельности СППС:

- законность;

- добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;

- уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;

- доступность получения социально-педагогической и психологической помощи.

О         Организация работы СППС ЦКРОиР

1. Специалистами СППС являются: педагог социальный, педагоги-психологи.

2. Деятельность СППС ЦКРОиР осуществляется на основе плана работы СППС ЦКРОиР.

3. План защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке ЦКРОиР, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается его руководителем.

4. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС ЦКРОиР с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.

5. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.

6. СППС ЦКРОиР оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся.

7. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.

8.  СППС ЦКРОиР работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.

9. Деятельность СППС ЦКРОиР по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическим  центром.

Д       Документация СППС

  • план работы СППС ЦКРОиР на год ;
  • планы работы специалистов СППС ЦКРОиР на год;
  • аналитический отчет о работе СППС ЦКРОиР за год;
  • графики работы специалистов СППС ЦКРОиР;
  • социально-педагогическая характеристика ЦКРОиР;
  • материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
  • отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
  • журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

 С      Семейно-ориентированный подход

В работе с семьями несовершеннолетних  специалистами СППС используется 
семейно-ориентированный подход. В организации работы по защите детства семейно-ориентированный подход основан на следующих принципах и ценностях:

  •  Ребёнок имеет безусловное право на жизнь в семье в обстановке без насилия, на полноценное развитие и удовлетворение основных жизненных потребностей.
  •  Семья имеет право управлять своей жизнью,  исповедать свои культурные ценности и традиции, принимать решение о том, что нужно, пи условии, что эти решения не подвергают риску причинения им серьёзного вреда.
  •  Семья выступает как равноправный партнёр и участник на всех этапах работы. Работа с членами семьи проводится как с группой, а не отдельно с каждым членом

 Разлучение с родной семьёй (кратковременное и долговременное) может нанести ребёнку такую же травму, как и жестокое обращение и неудовлетворение 

  • основных жизненных потребностей. Поэтому следует изымать/отбирать из семьи только тогда, когда имеется угроза жизни и здоровью

Принципы практической работы с семьёй.

  • Мы рассматриваем семью в качестве главного объекта социальной работы. При этом мы уважаем семью и делаем всё от нас зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объёме удовлетворить потребности ребёнка и соблюсти его наилучшие интересы.
  • Мы стремимся к тому, чтобы работа по защите детей по  мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур.
  • Мы не утверждаем, что ребёнок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах. Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со  стороны специалистов, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребёнка, подверженного риску плохого обращения, мы обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребёнка.
  • Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить её воссоединение не приносит желаемых результатов, права ребёнка вновь приобретают преимущественную силу.

В случае  надлежащей реализации семейно-ориентированный подход способен обеспечить защиту прав детей с минимальным вмешательством в дела семьи и с минимальным ограничением прав родителей. Более того, главная цель заключается в том, чтобы защитить ребёнка, не изымая его из первичной семьи.

Алгоритм работы специалистов СППС при работе с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

  •  Заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ЦКРОиР по признанию несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.
  •  В течение 3-х дней  в СПЦ предоставляется:

-выписка  из совета по профилактике о признании;

-план по защите прав несовершеннолетнего.

  •  Согласование  в течение 7-дней индивидуального плана  защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего с руководителем ГСПУО «СПЦ г. Барановичи», руководителями структурных подразделений или отделов всех организаций, участвующих в его реализации, исполнителями.
  •  7дней с момента признания:

-утверждение индивидуального плана  защиты прав и законных интересов директором  ЦКРОиР, копии которого передаются всем участникам его реализации.

  •  2 месяца с момента признания:

-отчёт о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

  •  4 месяца с момента признания:

-анализ реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

  •  6 месяцев с момента признания:

-заключение о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов детей, находящихся  в СОП предусматривает систему межведомственных мероприятий, направленных на реабилитацию несовершеннолетнего и его семьи. В нём предусматриваются меры работы с семьёй, необходимые для преодоления негативных последствий жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка. Поскольку целью реализации плана является достижение поэтапных изменений во внутрисемейных отношениях, необходимо вовлекать в процессы планирования:

  • членов семьи;
  • её социального кружения;
  • детей с учётом из возраста;
  • организации, имеющие возможность оказывать семье поддерживающие и иные услуги.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, является основным руководящим документом при оказании помощи ребёнку и семье и подлежит корректировке в зависимости  от изменяющихся потребностей и проблем, наличия ресурсов (сильных сторон).Индивидуальный план является базовым документом при взаимодействии с семьёй и должен обеспечивать достаточную степень детализации, глубину проработки и учёта индивидуальных особенностей ребёнка и семьи.

В графе «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» прописываются критерии и показатели СОП несовершеннолетнего из Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите №47 от 28.07.2004г.

В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно»

В плане должны быть предусмотрены пункты по устранению всех причин СОП.

План защиты включает следующие виды помощи:

 Материальная :

  • оказание гуманитарной помощи (ТЦСОН, ЦКРОиР, общественные деятели, учреждения образования);
  • финансовая;
  • адресная социальная помощь (ТЦСОН);
  • консультирование родителей по вопросам получения социальной адресной  и иных  видов  помощи (ЦКРОиР, ТЦСОН);
  • содействие в оказании материальной помощи семье несовершеннолетнего через подготовку ходатайства по месту работы родителей (ЦКРОиР)

Социально-педагогическая:

  • контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (ЦКРОиР);
  • посещение семьи, социальный патронат  с целью контроля за условиями проживания и воспитания несовершеннолетнего (ЦКРОиР, УЗ, органы внутренних дел);
  • уточнение ближайшего социального  окружения ребёнка (ЦКРОиР);
  • консультирование родителей по вопросам  ухода, содержания и воспитания несовершеннолетнего;
  • трудоустройство родителей (управление по труду, занятости и социальной защите, ЦКРОиР);
  • разъяснение родителям о необходимости обращения в УЗ для прохождения ВКК (ЦКРОиР);
  • привлечение родителей к участию  в мероприятиях, проводимых  в ЦКРОиР.

Медицинская:

  • если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по  консультированию и лечению от алкогольной зависимости (ЦКРОиР, УЗ);
  • осуществление медицинского патронажа несовершеннолетнего с целью контроля за состоянием здоровья ребёнка, выполнением медицинских назначений и рекомендаций (УЗ);
  • поддержание контакта УО с участковым  педиатром по поводу своевременного осмотра несовершеннолетнего;
  • в случае если ребёнок имеет хронические заболевания, прописывается медицинское обследование ребёнка, а при необходимости направление на стационарное лечение (УЗ);
  • консультирование родителей по вопросам сохранения здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасность среды) (УЗ, ЦКРОиР).

Правовая:

  • если у родителей или ребёнка отсутствуют документы, в правовую помощь вносятся следующие пункты:

    -восстановление жизненно-важных документов ребёнка (свидетельства о рождении ребёнка) (ЦКРОиР, ЗАГС);

    -оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (органы внутренних дел);

    -помощь в оформлении пенсий, пособий(ЦКРОиР, учреждения социальной защиты);

  • консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ИДН, ЦКРОиР);
  • консультирование родителей о недопустимости противоправного поведения, нарушений правил пользования жилым помещением, семейных скандалов (участковый  инспектор ГОВД);
  • Психологическая:

  • сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивных сфер личности ребёнка, его эмоционального состояния, межличностных отношений в коллективе, семье) (ЦКРОиР);
  • психологическое обследование родителей несовершеннолетнего с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, изучения родительских установок и реакций;
  • просвещение родителей, направленное на повышение психолого-педагогической культуры родителей, по вопросам укрепления здоровья ребёнка и оптимизации детско-родительских отношений «Мир взрослых и детей: позиция родителя», «Принятие и поддержка «особого ребёнка в семье», «Эмоции и чувства в общении», «Семейные конфликты и их преодоление» (ЦКРОиР);
  • организация курса тренингов для родителей по вопросам воспитания детей (ЦКРОиР, ТЦСОН);
  • коррекционно-педагогические  занятия,  направленные  на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений снятие эмоционального напряжения (ЦКРОиР).
  • Иной вид помощи:

  • профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (МЧС, ЖЭС);
  • привлечение ресурса родственников в работе с семьёй;
  • взаимодействие с ГСПУО «СПЦ с детским приютом» по координации деятельности в работе с семьёй;
  • осуществление взаимодействия с сектором охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома с целью обмена информацией о ситуации в семье несовершеннолетнего  и оказания  помощи по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетнего;
  • контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ИДН, РОВД).
  • Перечень документов, содержащихся в учётно-профилактическом деле несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.

  • Титульный лист (название учреждения образования, Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, дата постановки на учёт, дата  снятия с учёта).
  • Характеристика несовершеннолетнего, справка об участии родителей в воспитании детей, заключение по результатам психологической диагностики, другая информация, подтверждающаяю социально опасное положение несовершеннолетнего).
  • Акт обследования жилищно-бытовых условий (согласно инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите №47 от 28.07.2004г.)
  • Выписка из протокола совета по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
  • Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
  • План по защите прав несовершеннолетнего.
  • Карта сети контактов.
  • Копия свидетельства о рождении ребёнка, заверенная руководителем учреждения образования.
  • Копия справки о записи акта о рождении, заверенная руководителем учреждения образования.
  •  Копия об установлении отцовства (в случае, если родители в браке не состоят и отцом установлено отцовство), заверенная руководителем УО.
  •  Копия свидетельства о заключении либо расторжении брака (если имеется)
  •  Справка о составе семьи и занимаемом жилом помещении
  •  Другая информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего:
  • -отчёты о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;

    -акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

    -характеристика на родителей по месту работы или месту жительства;

    -запросы, ходатайства, иная информация, свидетельствующая о проведенной работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.

    Технологии, применяемые в деятельности педагога социального

  • Социальная диагностика.
  • Социальная профилактика.
  • Социальный контроль.
  • Социальная реабилитация.
  • Социальное обеспечение.
  • Социальный патронаж.
  • Социальная терапия.
  • Основные методы, используемые педагогом социальным

  • Методы социальной работы (соц.опрос, биографический метод, групповая терапия,, соц. патронаж, инструктирование и др.);
  • Психологические (психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психотерапия и др.)
  • Педагогические  (наблюдение, словесные и наглядные методы, убеждение, игра и др.)
  • Социальное расследование – это процесс в ходе которого специалистами  осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.

    Задачи:

  • Собрать максимально полную информацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей.
  • В случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей имел место, установить виновное лицо.
  • Обеспечить меры по защите ребёнка.
  • Оценить ресурсы  и потребности семьи и ребёнка.
  • Разработать программы по реабилитации ребёнка и его семьи.
  • Предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывется участвовать в программах по её реабилитации.
  •  Порядок действий специалистов СППС в рамках социального расследования

  • Сбор информации о возможном факте жестокого обращения с ребёнком или неудовлетворения основных жизненных потребностей, включая опрос самого ребёнка, родителей, в том числе  и виновных, братьев, сестер и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
  • Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребёнка и его реализация (план по защите прав несовершеннолетнего).
  • Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребёнка, подвергшегося жестокому обращению.
  • Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и 
  • потребностей ребёнка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обращения, способность невиновного родителя защитить ребёнка.Обязательное посещение семьи на дому.
  • Разработка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП, либо защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего(НГЗ), отражающих комплекс мероприятий по реабилитации семьи и ребёнка.
  • Мотивация семьи к работе со специалистами, вовлечёнными в процесс реабилитации.
  • Для составления плана социального расследования специалисту необходимо проанализировать следующее:

  • Какую информацию необходимо собрать?
  • С кем необходимо провести собеседование и почему?
  • Кто должен войти в состав группы, ведущей расследование?
  • Какие задачи будут выполнять каждый из членов группы?
  • В какой последовательности будут проводится беседы?
  • Как будет обеспечена безопасность ребёнка?
  • Кто будет принимать  участие в беседах?
  • Как будет обеспечена безопасность участников расследования?
  • Порядок проведения социального расследования

    1. Приём обращений.

    Источники информации: члены семьи, родственники, специалисты государственных организаций (суд, УО, УЗ, эксплуатационные службы и др.), соседи и иные граждане, в том числе обратившиеся анонимно.

    2. Первичная оценка информации. Все полученные сведения фиксируются в «Журнале первичного учёта сообщений о фактах семейного неблагополучия». Свидетельством того. что ребёнку угрожает опасность, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:

  • Ребёнок получил серьёзные травмы?
  • Ребёнок нуждается в срочной медицинской помощи?
  • Ребёнок не достиг возраста 7 лет?
  • Ребёнок является инвалидом или имеет особенности психофизического развития?
  • Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жестокого обращения с детьми в семье?
  • 3. Оценка и обеспечение безопасности ребёнка на этапе социального расследования. Специалистов должно интересовать следующее:

  • серьёзные случаи жестокого обращения с ребёнком;
  • ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных  жизненных потребностей;
  • неконтролируемое семейное насилие;
  • крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребёнка риску причинения ему вреда.
  • Если подтвердилась жалоба, что ребёнку угрожает опасность насилия или жестокого обращения и неудовлетворения его основных жизненных потребностей. Если специалисты, расследующие жалобу, оценили положение ребёнка, как угрожающее его жизни и здоровью, и при этом семья не может обеспечить безопасность своему ребёнку.

    5. Оценка рисков: определение вероятности будущего вреда. По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков специалисты могут принять один из трёх вариантов решений:

  • Продолжить работу с семьёй для оказания интенсивных социальных услуг, направленных на минимизацию уровня риска и обеспечение безопасности детей – при наличии угроз безопасности и/или высокого риска причинения вреда в будущем.
  • Направить семью в другие организации (например в  СПЦ, ТЦСОН и др.) для оказания профилактической или консультативной помощи – при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда.
  • Закрыть дело и признать обращение по случаю жестокого обращения и/или неудовлетворения основных потребностей неподтвержденным- при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска.
  • 6. Комплексная оценка семьи – процесс всестороннего анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, а также изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.

  • Жилищные условия
  • Материальное положение
  • Взаимоотношения между родителями
  • Отношения между родителями и детьми
  • Социальные контакты семьи и возможность помощи извне
  • Условия умственного и физического развития ребёнка
  • Личностные особенности родителей
  • 7. Завершение работы и принятие решения. Специалисту необходимо:

  • Проанализировать всю собранную информацию
  • Подготовить письменный отчёт о результатах социального расследования
  • Если возникнет необходимость, немедленно обеспечить безопасность ребёнка
  • Использовать собранную информацию для принятия решения(то есть решения о том, следует ли приступать к оказанию услуг семье или закрыть дело по результатам предварительного рассмотрения)
  • Оценить и указать в отчёте возможности родственников ребёнка по его размещению в будущем, если обеспечение безопасности ребёнка по  месту проживания окажется опасным
  • Важно отметить, что социальное расследование не является обязательным методом работы.

    *Все дополнительные материалы прилагаются в отдельной папке.

  • Для систематизации сбора информации и выявления угроз безопасности используется Форма оценки безопасности ребёнка.

    4. План  обеспечения безопасности ребёнка. Родители или лица их замещающие, должны играть значительную роль в разработке плана по защите прав несовершеннолетнего и в определении ресурсов семьи, родственников, организаций. План по защите прав несовершеннолетнего (план безопасности) разрабатывается на период, необходимый для  проведения социального расследования ( не более 1 месяца).

    4. Изъятие  ребёнка из семьи

  • Если подтвердилась жалоба, что ребёнку угрожает опасность насилия или жестокого обращения и неудовлетворения его основных жизненных потребностей. Если специалисты, расследующие жалобу, оценили положение ребёнка, как угрожающее его жизни и здоровью, и при этом семья не может обеспечить безопасность своему ребёнку.

    5. Оценка рисков: определение вероятности будущего вреда. По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков специалисты могут принять один из трёх вариантов решений:

  • Продолжить работу с семьёй для оказания интенсивных социальных услуг, направленных на минимизацию уровня риска и обеспечение безопасности детей – при наличии угроз безопасности и/или высокого риска причинения вреда в будущем.
  • Направить семью в другие организации (например в  СПЦ, ТЦСОН и др.) для оказания профилактической или консультативной помощи – при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда.
  • Закрыть дело и признать обращение по случаю жестокого обращения и/или неудовлетворения основных потребностей неподтвержденным- при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска.
  • 6. Комплексная оценка семьи – процесс всестороннего анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, а также изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.

  • Жилищные условия
  • Материальное положение
  • Взаимоотношения между родителями
  • Отношения между родителями и детьми
  • Социальные контакты семьи и возможность помощи извне
  • Условия умственного и физического развития ребёнка
  • Личностные особенности родителей
  • 7. Завершение работы и принятие решения. Специалисту необходимо:

  • Проанализировать всю собранную информацию
  • Подготовить письменный отчёт о результатах социального расследования
  • Если возникнет необходимость, немедленно обеспечить безопасность ребёнка
  • Использовать собранную информацию для принятия решения(то есть решения о том, следует ли приступать к оказанию услуг семье или закрыть дело по результатам предварительного рассмотрения)
  • Оценить и указать в отчёте возможности родственников ребёнка по его размещению в будущем, если обеспечение безопасности ребёнка по  месту проживания окажется опасным
  • Важно отметить, что социальное расследование не является обязательным методом работы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.