Организация деятельности СППС в ЦКРОиР
Целью деятельности СППС ЦКРОиР является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.
Основные задачи:
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
- оказание психологической помощи обучающимся;
Принципы деятельности СППС:
- законность;
- добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
- доступность получения социально-педагогической и психологической помощи.
О Организация работы СППС ЦКРОиР
1. Специалистами СППС являются: педагог социальный, педагоги-психологи.
2. Деятельность СППС ЦКРОиР осуществляется на основе плана работы СППС ЦКРОиР.
3. План защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке ЦКРОиР, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается его руководителем.
4. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС ЦКРОиР с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
5. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.
6. СППС ЦКРОиР оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся.
7. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года "Об оказании психологической помощи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.
8. СППС ЦКРОиР работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
9. Деятельность СППС ЦКРОиР по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическим центром.
Д Документация СППС
- план работы СППС ЦКРОиР на год ;
- планы работы специалистов СППС ЦКРОиР на год;
- аналитический отчет о работе СППС ЦКРОиР за год;
- графики работы специалистов СППС ЦКРОиР;
- социально-педагогическая характеристика ЦКРОиР;
- материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
- отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
- журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
С Семейно-ориентированный подход
В работе с семьями несовершеннолетних специалистами СППС используется
семейно-ориентированный подход. В организации работы по защите детства семейно-ориентированный подход основан на следующих принципах и ценностях:
- Ребёнок имеет безусловное право на жизнь в семье в обстановке без насилия, на полноценное развитие и удовлетворение основных жизненных потребностей.
- Семья имеет право управлять своей жизнью, исповедать свои культурные ценности и традиции, принимать решение о том, что нужно, пи условии, что эти решения не подвергают риску причинения им серьёзного вреда.
- Семья выступает как равноправный партнёр и участник на всех этапах работы. Работа с членами семьи проводится как с группой, а не отдельно с каждым членом
Разлучение с родной семьёй (кратковременное и долговременное) может нанести ребёнку такую же травму, как и жестокое обращение и неудовлетворение
- основных жизненных потребностей. Поэтому следует изымать/отбирать из семьи только тогда, когда имеется угроза жизни и здоровью
Принципы практической работы с семьёй.
- Мы рассматриваем семью в качестве главного объекта социальной работы. При этом мы уважаем семью и делаем всё от нас зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объёме удовлетворить потребности ребёнка и соблюсти его наилучшие интересы.
- Мы стремимся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур.
- Мы не утверждаем, что ребёнок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах. Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны специалистов, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребёнка, подверженного риску плохого обращения, мы обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребёнка.
- Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить её воссоединение не приносит желаемых результатов, права ребёнка вновь приобретают преимущественную силу.
В случае надлежащей реализации семейно-ориентированный подход способен обеспечить защиту прав детей с минимальным вмешательством в дела семьи и с минимальным ограничением прав родителей. Более того, главная цель заключается в том, чтобы защитить ребёнка, не изымая его из первичной семьи.
Алгоритм работы специалистов СППС при работе с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.
- Заседание совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ЦКРОиР по признанию несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.
- В течение 3-х дней в СПЦ предоставляется:
-выписка из совета по профилактике о признании;
-план по защите прав несовершеннолетнего.
- Согласование в течение 7-дней индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего с руководителем ГСПУО «СПЦ г. Барановичи», руководителями структурных подразделений или отделов всех организаций, участвующих в его реализации, исполнителями.
- 7дней с момента признания:
-утверждение индивидуального плана защиты прав и законных интересов директором ЦКРОиР, копии которого передаются всем участникам его реализации.
- 2 месяца с момента признания:
-отчёт о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
- 4 месяца с момента признания:
-анализ реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
- 6 месяцев с момента признания:
-заключение о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП предусматривает систему межведомственных мероприятий, направленных на реабилитацию несовершеннолетнего и его семьи. В нём предусматриваются меры работы с семьёй, необходимые для преодоления негативных последствий жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка. Поскольку целью реализации плана является достижение поэтапных изменений во внутрисемейных отношениях, необходимо вовлекать в процессы планирования:
- членов семьи;
- её социального кружения;
- детей с учётом из возраста;
- организации, имеющие возможность оказывать семье поддерживающие и иные услуги.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, является основным руководящим документом при оказании помощи ребёнку и семье и подлежит корректировке в зависимости от изменяющихся потребностей и проблем, наличия ресурсов (сильных сторон).Индивидуальный план является базовым документом при взаимодействии с семьёй и должен обеспечивать достаточную степень детализации, глубину проработки и учёта индивидуальных особенностей ребёнка и семьи.
В графе «Основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» прописываются критерии и показатели СОП несовершеннолетнего из Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите №47 от 28.07.2004г.
В графах «Сроки контроля выполнения», «Сроки реализации» прописываются конкретные даты. Не допускается употребление слов «постоянно», «регулярно»
В плане должны быть предусмотрены пункты по устранению всех причин СОП.
План защиты включает следующие виды помощи:
Материальная :
- оказание гуманитарной помощи (ТЦСОН, ЦКРОиР, общественные деятели, учреждения образования);
- финансовая;
- адресная социальная помощь (ТЦСОН);
- консультирование родителей по вопросам получения социальной адресной и иных видов помощи (ЦКРОиР, ТЦСОН);
- содействие в оказании материальной помощи семье несовершеннолетнего через подготовку ходатайства по месту работы родителей (ЦКРОиР)
Социально-педагогическая:
- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (ЦКРОиР);
- посещение семьи, социальный патронат с целью контроля за условиями проживания и воспитания несовершеннолетнего (ЦКРОиР, УЗ, органы внутренних дел);
- уточнение ближайшего социального окружения ребёнка (ЦКРОиР);
- консультирование родителей по вопросам ухода, содержания и воспитания несовершеннолетнего;
- трудоустройство родителей (управление по труду, занятости и социальной защите, ЦКРОиР);
- разъяснение родителям о необходимости обращения в УЗ для прохождения ВКК (ЦКРОиР);
- привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых в ЦКРОиР.
Медицинская:
- если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по консультированию и лечению от алкогольной зависимости (ЦКРОиР, УЗ);
- осуществление медицинского патронажа несовершеннолетнего с целью контроля за состоянием здоровья ребёнка, выполнением медицинских назначений и рекомендаций (УЗ);
- поддержание контакта УО с участковым педиатром по поводу своевременного осмотра несовершеннолетнего;
- в случае если ребёнок имеет хронические заболевания, прописывается медицинское обследование ребёнка, а при необходимости направление на стационарное лечение (УЗ);
- консультирование родителей по вопросам сохранения здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасность среды) (УЗ, ЦКРОиР).
Правовая:
- если у родителей или ребёнка отсутствуют документы, в правовую помощь вносятся следующие пункты:
-восстановление жизненно-важных документов ребёнка (свидетельства о рождении ребёнка) (ЦКРОиР, ЗАГС);
-оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (органы внутренних дел);
-помощь в оформлении пенсий, пособий(ЦКРОиР, учреждения социальной защиты);
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ИДН, ЦКРОиР);
- консультирование родителей о недопустимости противоправного поведения, нарушений правил пользования жилым помещением, семейных скандалов (участковый инспектор ГОВД);
-
Психологическая:
- сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития эмоционально-волевой, поведенческой и когнитивных сфер личности ребёнка, его эмоционального состояния, межличностных отношений в коллективе, семье) (ЦКРОиР);
- психологическое обследование родителей несовершеннолетнего с целью выявления особенностей детско-родительских отношений, изучения родительских установок и реакций;
- просвещение родителей, направленное на повышение психолого-педагогической культуры родителей, по вопросам укрепления здоровья ребёнка и оптимизации детско-родительских отношений «Мир взрослых и детей: позиция родителя», «Принятие и поддержка «особого ребёнка в семье», «Эмоции и чувства в общении», «Семейные конфликты и их преодоление» (ЦКРОиР);
- организация курса тренингов для родителей по вопросам воспитания детей (ЦКРОиР, ТЦСОН);
- коррекционно-педагогические занятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений снятие эмоционального напряжения (ЦКРОиР).
-
Иной вид помощи:
- профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (МЧС, ЖЭС);
- привлечение ресурса родственников в работе с семьёй;
- взаимодействие с ГСПУО «СПЦ с детским приютом» по координации деятельности в работе с семьёй;
- осуществление взаимодействия с сектором охраны прав детства отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома с целью обмена информацией о ситуации в семье несовершеннолетнего и оказания помощи по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетнего;
- контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ИДН, РОВД).
-
Перечень документов, содержащихся в учётно-профилактическом деле несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
- Титульный лист (название учреждения образования, Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, дата постановки на учёт, дата снятия с учёта).
- Характеристика несовершеннолетнего, справка об участии родителей в воспитании детей, заключение по результатам психологической диагностики, другая информация, подтверждающаяю социально опасное положение несовершеннолетнего).
- Акт обследования жилищно-бытовых условий (согласно инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите №47 от 28.07.2004г.)
- Выписка из протокола совета по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
- Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
- План по защите прав несовершеннолетнего.
- Карта сети контактов.
- Копия свидетельства о рождении ребёнка, заверенная руководителем учреждения образования.
- Копия справки о записи акта о рождении, заверенная руководителем учреждения образования.
- Копия об установлении отцовства (в случае, если родители в браке не состоят и отцом установлено отцовство), заверенная руководителем УО.
- Копия свидетельства о заключении либо расторжении брака (если имеется)
- Справка о составе семьи и занимаемом жилом помещении
- Другая информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего:
-
-отчёты о выполнении индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
-акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
-характеристика на родителей по месту работы или месту жительства;
-запросы, ходатайства, иная информация, свидетельствующая о проведенной работе в интересах защиты прав несовершеннолетнего.
Технологии, применяемые в деятельности педагога социального
- Социальная диагностика.
- Социальная профилактика.
- Социальный контроль.
- Социальная реабилитация.
- Социальное обеспечение.
- Социальный патронаж.
- Социальная терапия.
-
Основные методы, используемые педагогом социальным
- Методы социальной работы (соц.опрос, биографический метод, групповая терапия,, соц. патронаж, инструктирование и др.);
- Психологические (психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психотерапия и др.)
- Педагогические (наблюдение, словесные и наглядные методы, убеждение, игра и др.)
-
Социальное расследование – это процесс в ходе которого специалистами осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.
Задачи:
- Собрать максимально полную информацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей.
- В случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей имел место, установить виновное лицо.
- Обеспечить меры по защите ребёнка.
- Оценить ресурсы и потребности семьи и ребёнка.
- Разработать программы по реабилитации ребёнка и его семьи.
- Предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывется участвовать в программах по её реабилитации.
-
Порядок действий специалистов СППС в рамках социального расследования
- Сбор информации о возможном факте жестокого обращения с ребёнком или неудовлетворения основных жизненных потребностей, включая опрос самого ребёнка, родителей, в том числе и виновных, братьев, сестер и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
- Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребёнка и его реализация (план по защите прав несовершеннолетнего).
- Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребёнка, подвергшегося жестокому обращению.
- Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и
- потребностей ребёнка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обращения, способность невиновного родителя защитить ребёнка.Обязательное посещение семьи на дому.
- Разработка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП, либо защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего(НГЗ), отражающих комплекс мероприятий по реабилитации семьи и ребёнка.
- Мотивация семьи к работе со специалистами, вовлечёнными в процесс реабилитации.
-
Для составления плана социального расследования специалисту необходимо проанализировать следующее:
- Какую информацию необходимо собрать?
- С кем необходимо провести собеседование и почему?
- Кто должен войти в состав группы, ведущей расследование?
- Какие задачи будут выполнять каждый из членов группы?
- В какой последовательности будут проводится беседы?
- Как будет обеспечена безопасность ребёнка?
- Кто будет принимать участие в беседах?
- Как будет обеспечена безопасность участников расследования?
-
Порядок проведения социального расследования
1. Приём обращений.
Источники информации: члены семьи, родственники, специалисты государственных организаций (суд, УО, УЗ, эксплуатационные службы и др.), соседи и иные граждане, в том числе обратившиеся анонимно.
2. Первичная оценка информации. Все полученные сведения фиксируются в «Журнале первичного учёта сообщений о фактах семейного неблагополучия». Свидетельством того. что ребёнку угрожает опасность, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:
- Ребёнок получил серьёзные травмы?
- Ребёнок нуждается в срочной медицинской помощи?
- Ребёнок не достиг возраста 7 лет?
- Ребёнок является инвалидом или имеет особенности психофизического развития?
- Органы защиты детства располагают сведениями о прошлых случаях жестокого обращения с детьми в семье?
-
3. Оценка и обеспечение безопасности ребёнка на этапе социального расследования. Специалистов должно интересовать следующее:
- серьёзные случаи жестокого обращения с ребёнком;
- ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;
- неконтролируемое семейное насилие;
- крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребёнка риску причинения ему вреда.
-
Если подтвердилась жалоба, что ребёнку угрожает опасность насилия или жестокого обращения и неудовлетворения его основных жизненных потребностей. Если специалисты, расследующие жалобу, оценили положение ребёнка, как угрожающее его жизни и здоровью, и при этом семья не может обеспечить безопасность своему ребёнку.
5. Оценка рисков: определение вероятности будущего вреда. По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков специалисты могут принять один из трёх вариантов решений:
- Продолжить работу с семьёй для оказания интенсивных социальных услуг, направленных на минимизацию уровня риска и обеспечение безопасности детей – при наличии угроз безопасности и/или высокого риска причинения вреда в будущем.
- Направить семью в другие организации (например в СПЦ, ТЦСОН и др.) для оказания профилактической или консультативной помощи – при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда.
- Закрыть дело и признать обращение по случаю жестокого обращения и/или неудовлетворения основных потребностей неподтвержденным- при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска.
-
6. Комплексная оценка семьи – процесс всестороннего анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, а также изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.
- Жилищные условия
- Материальное положение
- Взаимоотношения между родителями
- Отношения между родителями и детьми
- Социальные контакты семьи и возможность помощи извне
- Условия умственного и физического развития ребёнка
- Личностные особенности родителей
-
7. Завершение работы и принятие решения. Специалисту необходимо:
- Проанализировать всю собранную информацию
- Подготовить письменный отчёт о результатах социального расследования
- Если возникнет необходимость, немедленно обеспечить безопасность ребёнка
- Использовать собранную информацию для принятия решения(то есть решения о том, следует ли приступать к оказанию услуг семье или закрыть дело по результатам предварительного рассмотрения)
- Оценить и указать в отчёте возможности родственников ребёнка по его размещению в будущем, если обеспечение безопасности ребёнка по месту проживания окажется опасным
-
Важно отметить, что социальное расследование не является обязательным методом работы.
*Все дополнительные материалы прилагаются в отдельной папке.
-
Для систематизации сбора информации и выявления угроз безопасности используется Форма оценки безопасности ребёнка.
4. План обеспечения безопасности ребёнка. Родители или лица их замещающие, должны играть значительную роль в разработке плана по защите прав несовершеннолетнего и в определении ресурсов семьи, родственников, организаций. План по защите прав несовершеннолетнего (план безопасности) разрабатывается на период, необходимый для проведения социального расследования ( не более 1 месяца).
4. Изъятие ребёнка из семьи
-
Если подтвердилась жалоба, что ребёнку угрожает опасность насилия или жестокого обращения и неудовлетворения его основных жизненных потребностей. Если специалисты, расследующие жалобу, оценили положение ребёнка, как угрожающее его жизни и здоровью, и при этом семья не может обеспечить безопасность своему ребёнку.
5. Оценка рисков: определение вероятности будущего вреда. По завершении первоначальной оценки (оценки безопасности), и на основании результатов оценки рисков специалисты могут принять один из трёх вариантов решений:
- Продолжить работу с семьёй для оказания интенсивных социальных услуг, направленных на минимизацию уровня риска и обеспечение безопасности детей – при наличии угроз безопасности и/или высокого риска причинения вреда в будущем.
- Направить семью в другие организации (например в СПЦ, ТЦСОН и др.) для оказания профилактической или консультативной помощи – при отсутствии угроз безопасности и наличии умеренного или низкого риска причинения вреда.
- Закрыть дело и признать обращение по случаю жестокого обращения и/или неудовлетворения основных потребностей неподтвержденным- при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска.
-
6. Комплексная оценка семьи – процесс всестороннего анализа положения семьи, её окружения и отношений между её членами, а также изменений положения семьи в процессе социальной работы и документирования полученных результатов.
- Жилищные условия
- Материальное положение
- Взаимоотношения между родителями
- Отношения между родителями и детьми
- Социальные контакты семьи и возможность помощи извне
- Условия умственного и физического развития ребёнка
- Личностные особенности родителей
-
7. Завершение работы и принятие решения. Специалисту необходимо:
- Проанализировать всю собранную информацию
- Подготовить письменный отчёт о результатах социального расследования
- Если возникнет необходимость, немедленно обеспечить безопасность ребёнка
- Использовать собранную информацию для принятия решения(то есть решения о том, следует ли приступать к оказанию услуг семье или закрыть дело по результатам предварительного рассмотрения)
- Оценить и указать в отчёте возможности родственников ребёнка по его размещению в будущем, если обеспечение безопасности ребёнка по месту проживания окажется опасным
-
Важно отметить, что социальное расследование не является обязательным методом работы.