Уважаемые педагоги-психологи и педагоги социальные!
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
- Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 января 2019 г. № 14 «О признании утратившими силу постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
- Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146)
- Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116)
- Инструкция о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи (утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89)
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году
- Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования
- Методические рекомендации по организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся и вовлечения детей и подростков в активные деструктивные сообщества и игры (приложение 5 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
- Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей
- Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации
- Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Социальное расследование
Социальное расследование. Методические рекомендации
Приложение 1. План обеспечения безопасности ребенка
Приложение 2. Форма оценки рисков
Приложение 3. Форма оценки семьи
Приложение 4. Инструкции по заполнению формы оценки безопасности
Методические рекомендации по оформлению учётно-профилактических дел несовершеннолетних
При выявлении фактов семейного неблагополучия следует проводить социальное расследование. Комиссия создаётся и утверждается руководителем учреждения образования.
На каждого учащегося, признанного находящимся в социально опасном положении, необходимо вести учётно-профилактическое дело, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 11.11.2009. Не имеет значения из одной семьи несовершеннолетние или нет. Учётно-профилактическое дело ведётся не на всю семью, а по фактам воспитания каждого конкретного ребёнка из такой семьи с разработкой индивидуального плана помощи и защиты прав несовершеннолетнего.
Учётно-профилактическое дело должно содержать следующие материалы:
педагогическую и психологическую характеристику;
рекомендации по работе с учащимся;-
материалы, характеризующие асоциальное поведение учащегося (при наличии);
акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
план по защите прав несовершеннолетнего;
выписки из протоколов заседаний совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
аналитические материалы социально-педагогической и психологической службы о результатах проделанной работы;
при необходимости иные материалы.
Необходимо разрабатывать индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (и других видах учёта), в соответствии с причиной постановки данных учащихся на учёт, а также с учётом индивидуальных психологических и педагогических характеристик.
Следует соблюдать сроки при утверждении индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, (не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении).